МБОУ "Куликовская СШ"
д.Куликово, д.жд.ст.Ермолино
  • Будущим первоклассникам

    Уважаемые родители!

    Уважаемые родители будущих первоклассников!

    На основании приказа Минпросвещения от 2 сентября 2020 №458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» и приказов №707 от 08.10.2021г, №784 от 30 августа 2022г. «О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения  РФ от 02.09.20 №458

    прием заявлений о приеме на обучение в первый класс для детей, проживающих на закрепленной за МБОУ «Куликовская СШ», начинается 1 апреля текущего года и завершается 30 июня текущего года.

    Начало приёма - 1 апреля с 9.00 до 13.00

    Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений о приеме на обучение в первый класс начинается 6 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее  5 сентября текущего года.

    Прием заявлений осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка. Заявление о приеме на обучение и документы для приема на обучение подаются одним из следующих способов:

      - лично в общеобразовательную организацию: МБОУ «Куликовская СШ». Адрес: д.Куликово, 60, Ивановский район, Ивановская обл., 153508 Телефон: 8 (4932) 31-33-25.

    Часы приёма: Понедельник-пятница с 9-00 до 14-00.     

       - через операторов почтовой связи общего пользования заказным письмом с уведомлением о вручении;            

       - в электронной форме (документ на бумажном носителе, преобразованный в электронную форму путем сканирования или фотографирования с обеспечением машиночитаемого распознавания его реквизитов) посредством электронной почты общеобразовательной организации или электронной информационной системы общеобразовательной организации, в том числе с использованием функционала официального сайта общеобразовательной организации в сети Интернет или иным способом с использованием сети Интернет;

    с использованием функционала (сервисов) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, являющихся государственными информационными системами субъектов Российской Федерации, созданными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (при наличии).

    С целью соблюдения регламента работы организации и оптимизации процесса приема документов администрация МБОУ «Куликовская СШ» просит родителей (законных представителей) будущих первоклассников заблаговременно заполнить заявление и приложить копии необходимых документов.

    Перечень документов, необходимых для поступления в 1-ый класс:

    1.Заявление родителя (законного представителя) ребенка

    2.Оригинал + копия документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинал + копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации

    3.Оригинал + копия свидетельства о рождении ребенка или документа, подтверждающего родство заявителя;

    4.Для родителей, дети которых проживают на закрепленной территории: оригинал + копия свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или оригинал + копия документа, содержащего сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории

    5.Для иностранных граждан: оригинал + копия документа, подтверждающего родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и оригинал+ копия документа, подтверждающего право заявителя на пребывание в Российской Федерации.

    Для поступления во 2-11 классы к выше перечисленным документам необходимо приложить личную карту обучающегося.

    Что такое готовность ребенка к школе?

    Критерии готовности ребенка к школе.

    Какие требования выдвигает ФГОС?

    Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования?

    Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию».

    Какие требования выдвигает ФГОС ДОУ?

    Стандарт выдвигает три группы требований:

    • Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;

    • Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.

    • Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.

    Каков должен быть выпускник ДОУ?

    Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.

    Быть готовым к школе – не значит уметь считать, писать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

    Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже, безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно.

    Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе?

    Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться.

    Будут ли учиться дошкольники как в школе?

    Ребенок должен учиться через игры. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения. Счета и письма войдут в мир познания ребенка чрез ворота детской игры и другие детские виды деятельности. Через игру и экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром.

    Каково участие родителей? Статья 44 «Закон об образовании в РФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».

    Критерии готовности:

    1. физическая

    2. интеллектуальная

    3. социальная

    4. мотивационная.

    Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу. Интеллектуальная готовность - включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.

    Социальная готовность - это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребёнок, может быть, внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиям, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.

    Мотивационная готовность - предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный.

    Начало школьной жизни - серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка

    Он должен привыкнуть:

    - к новому педагогу;

    - к новому коллективу;

    - к новым требованиям;

    - к повседневным обязанностям.

    Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу:

    Советы родителям:

    •Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца

    •Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

    •По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.

    •Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

    •Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.

    •Будьте внимательны к жалобам ребенка.

    •Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.

    •Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.

    •Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.

    •Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.

    •Приучайте ребёнка к самостоятельности.

    •Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его

    любознательность.

    •Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.

    Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.

    В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

    • уметь чётко произносить все звуки речи;

    • уметь интонационно выделять звук в словах;

    • уметь выделять заданный звук в потоке речи;

    • уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);

    • уметь произносить слова по слогам;

    • уметь составлять предложения из 3-5 слов;

    • уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т. д. ;

    • уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные);

    • уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «За грибами», «Отдых на море» и т. д.)

    • уметь составлять несколько предложений о предмете;

    • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

    • уметь наизусть читать любимые стихотворения;

    • уметь последовательно передавать содержание сказки.

    К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементы математического представления:

    • знать цифры от 0 до 9;

    • уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т. д;

    • уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;

    • знать знаки +, -, =, <, >;

    • уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7<8, 5>4, 6=6)

    • уметь соотносить цифру и число предметов;

    • уметь сравнивать две группы предметов;

    • уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

    • уметь сравнивать предметы по цвету. Форме, размеру;

    • знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;

    • уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже»,«перед», «за», «между» и т. д. ;

    • уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.

    В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

    • уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, сосна, берёза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;

    • уметь различать диких и домашних животных (медведь, белка, корова, заяц, коза);

    • уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, воробей, сорока);

    • иметь представление о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая);

    • знать названия 1-3 комнатных растений;

    • знать названия 12 месяцев года;

    • знать названия всех дней недели.

    Кроме того, ребёнок, поступающий в первый класс, должен знать:

    • в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме;

    • полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;

    • знать правила поведения в общественных местах и на улице.

    Общий кругозор:

    - Фамилия, имя.

    - Дата рождения.

    - Свой возраст.

    - Имя и отчество родителей.

    - Домашний адрес.

    - В какой стране живет.

    - Знание животных (диких, домашних, северных и южных стран).

    - Знание растений.

    - Знание профессий, видов спорта, транспорта.

    - Быт людей.

    - Уметь объяснить закономерности природных явлений.

    - Времена года, месяцы по сезонам, дни недели.

    Мышление:

    - Определение четвертого лишнего.

    - Классификация, обобщение.

    - Сходство/различия.

    - Умение решать логические задачи.

    - Сложение фигур из частей.

    - Сложение из счетных палочек.

    - Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков.

    Внимание:

    - Устойчивость (сравнение 2-х картинок с 10-15 различиями).

    - Переключение.

    - Распределение.

    Память:

    - Повтор 10 слов или цифр.

    - Запоминание картинок, фигур, символов (до 10 шт.).

    - Пересказ текстов.

    Речь:

    - Артикуляция, произношение.

    - Отвечать на вопросы и задавать их.

    - Строить рассказы по картинкам.

    - Сочинять сказки.

    - Составлять предложения.

    - Заучивать наизусть стихи, прозу.

    Моторика:

    - Правильно держать ручку, карандаш, кисточку.

    - Уметь чертить прямую линию.

    - Писать печатную букву по образцу.

    - Вырезать из бумаги.

    - Аккуратно клеить.

    - Рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки.

    - Лепить как отдельные образы, так и целые композиции.

    - Изготавливать аппликации.

    Математические знания:

    - Знать цифры (от 0 до 9).

    - Называть числа в прямом и обратном порядке.

    - Решать элементарные задачи на сложение и вычитание.

    - Соотносить цифру и число предметов.

    - Ориентироваться на листе бумаги в клетку (графический диктант).

    Я и общество

    Дети должны знать:

    - название нашей страны и её столицы;

    - флаг, герб России;

    - название родного города, села, свой адрес.

    Дети должны иметь представление:

    - о всенародных праздниках;

    - о труде людей в городе и сельской местности.

    Дети должны уметь рассказывать о своей семье.

    Предметный мир

    Дети должны уметь:

    - сравнивать, группировать, классифицировать предметы;

    - называть материалы, из которых они изготовлены;

    - понимать значение обобщающих слов.

    Математические знания

    Дети должны знать:

    - состав чисел первого десятка (из отдельных единиц);

    - состав чисел из двух меньших.

    Количество и счет

    Дети должны уметь:

    - сравнивать по длине, высоте, ширине;

    - ориентироваться на листе бумаги;

    - различать форму предметов;

    - составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;

    - измерять длину предметов с помощью условной мерки;

    - сравнивать до 10 предметов, различных по величине;

    - делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части.

    Предметный мир

    Дети должны уметь:

    - сравнивать, группировать, классифицировать предметы;

    - называть материалы, из которых они изготовлены;

    - понимать значение обобщающих слов.

    Неживая природа

    Дети должны:

    - иметь представление о сезонных изменениях в природе;

    - определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег.

    Животный мир

    Дети должны иметь представление:

    - о домашних и диких животных;

    - о перелетных и зимующих птицах;

    - о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

    Растительный мир

    Дети должны иметь представление:

    - об условиях необходимых для роста растений;

    - о лесных ягодах и грибах;

    - об овощах и фруктах;

    - о деревьях, кустарниках и цветах.

    Дети должны уметь различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.

    Крупная моторика

    Дети должны уметь:

    - прямо и твердо ходить, бегать, прыгать;

    - точно ловить и кидать мяч;

    - на протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы;

    - застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

    Мелкая моторика

    Дети должны уметь:

    - проводить прямые, не дрожащие линии;

    - «видеть» строку и писать в ней;

    - видеть клеточки и точно вести по ним рисунок.

    Как определить уровень готовности ребенка 
    к обучению школе?

    Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе в соответствии с ФГОС ДО.

    Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.

    Методика «модифицированный опросник»

    Дж.Чейпи


    1. Оценка базового опыта ребенка
    • Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сберкассу, в магазин?
    • Был ли малыш в библиотеке?
    • Приходилось ли ребенку бывать в деревне, в зоопарке, в музее?
    • Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?
    • Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

    2. Оценка физического развития
    • Хорошо ли ребенок слышит?
    • Хорошо ли он видит?
    • Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
    • Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
    • Выглядит ли ребенок здоровым, бодрым, отдохнувшим?

    3. Оценка эмоционального развития
    • Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
    • Сформирован ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
    • Легко ли малышу переключиться при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
    • Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться с другими детьми?

    4. Оценка речевого развития
    • Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
    • Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
    • Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?
    • Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?
    • В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-либо происшедший с ним случай?
    • Четко ли ребенок выговаривает слова?
    • Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?

    5. Оценка умения общаться
    • Включается ли ребенок в игру других детей?
    • Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
    • Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
    • Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо сценку в домашнем спектакле?

    6. Оценка когнитивного развития
    • Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы. Например, найти картинку, не похожую на остальные?
    • Может ли ребенок различать буквы и короткие слова б/п, кот/год?
    • Cпособен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
    • Может ли ребенок самостоятельно, без посторонней помощи, сложить головоломку из пятнадцати элементов?
    • Может ли ребенок рифмовать слова?
    • Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
    • Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

    Если все ваши ответы оказались утвердительными, вас можно поздравить. Ваш ребенок, очевидно, готов к школьному обучению и с легкостью пройдет все испытания и собеседования.

    Если ваши ответы на двадцать и более процентов отрицательные, то это серьезный повод задуматься: не торопитесь ли вы отправить своего малыша в школу?
    В завершение статьи хочется сказать несколько слов об общем направлении подготовки ребенка к школе.

    Методика «Кругозор»

    С.А.Банков

    (общая осведомленность, ориентация в пространстве и времени)

    Цель: выявление общей осведомленности ребенка: о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям, установление эмоционального контакта.

    Возраст: 5-7 лет.

    Вопросы
    1. Назови свое имя, фамилию, отчество.
    2. Назови фамилию, отчество родителей.
    3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной?
    4. У тебя есть брат, сестра, кто старше?
    5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два?
    6. Сейчас утро, вечер (день или утро?)
    7. Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает раньше обед или ужин, день или ночь?
    8. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?
    9. Кем работают твои родители?
    10. Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?)
    11. Какое сейчас время года, почему ты так считаешь?
    12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
    13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
    14. Что делает почтальон (врач, учитель?)
    15. Зачем в школе нужен звонок, парта?
    16. Ты сам хочешь пойти в школу?
    17. Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши?
    18. Каких животных ты знаешь?
    19. Каких птиц ты знаешь?
    20. Кто больше, корова или коза?
    21. Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
    22. Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?

    СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ – 1,2,3,4,5,8,9,17
    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ - 6,7, 10,11, 12,14, 18,19
    СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ, РАССУЖДЕНИЯМ – 13, 20, 21,22
    ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ – 15,16.

    Оценка:
    Каждый правильный ответ – 1 балл, правильный, но неполный ответ 0,5 балла.

    Отдельно оцениваются следующие вопросы:
    • 5 вопрос – ребенок вычислил, сколько ему будет лет – 1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла (например мне 6 лет восемь месяцев, через год будет 7 лет и восемь месяцев)

    • 8 вопрос – полный домашний адрес - 3 балла
    • 15 вопрос - правильное применение школьной атрибутики – 1 балл
    • 16 вопрос - положительный ответ – 1 балл
    • 17 вопрос – правильный ответ – 3 балла
    • 22 вопрос – правильный, адекватный ответ – 2 балла

    Оценка результатов:

    Высокий уровень – 24-29 баллов
    Средний уровень – 20-23,5 балла
    Низкий уровень – от 19,5 и ниже

    Методика «Аналогии»

    (мышление: анализ, обобщение)

    Цель: оценка умственных операций анализа и обобщения.

    Возраст: 5-7 лет

    Инструкция: «Я буду называть тебе тори слова. Два из них подходят друг другу, являются парой. Тебе надо будет придумать слово, подходящее по смыслу к третьему, то есть найти ему пару».

    Слова:

    1. ОКУНЬ – РЫБА, а РОМАШКА - …
    2. МОРКОВЬ – ОГОРОД, а ГРИБЫ…
    3. ЧАСЫ – ВРЕМЯ, а ГРАДУСНИК…
    4. ГЛАЗ – ЗРЕНИЕ, а УШИ - …
    5. ДОБРО – ЗЛО, а ДЕНЬ …
    6. УТЮГ – ГЛАДИТЬ, а ТЕЛЕФОН -…

    Оценка результатов: За каждый правильный ответ выставляется по два балла, если ребенок справился без помощи психолога, если с помощью – 1 балл, совсем не справился – 0 баллов.

    10-12 – высокий;

    7-9 - хороший;

    4-6 – средний;

    3 и менее – низкий.

    Методика «10 слов»

    А.Р. Лурия

    (слуховая память)

    Цель: определение объема кратковременной слуховой памяти.

    Возраст: 5-7 лет.

    Инструкция: «Сейчас я буду называть тебе слова. Пожалуйста, слушай меня внимательно».

    Процедура обследования: ребенку вслух называют 10 слов с интервалом в 1 секунду между словами.

    Слова: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.

    Оценка результатов:

    За каждое правильное воспроизведенное слова выставляется по одному баллу.

    8-10 слов – высокий уровень (запомнил и воспроизвел за 5 попыток)

    6-7 слов – хороший уровень (запомнил и воспроизвел за 5 попыток)

    4-5 – средний уровень (запомнил и воспроизвел за 5 попыток)

    3 и меньше – низкий (запомнил и воспроизвел за 5 попыток)

    Методика «Диктант»

    Д.Б.Эльконин

    (произвольность поведения)

    Цель: оценить такие показатели произвольности поведения как умение слушать и понимать, а затем в точности выполнять каждую инструкцию педагога, выполнять действие по инструкции, соблюдая требования и придерживаться образца.

    Возраст: 5-7 лет.

    Материалы методики: листы в клетку, карандаш, образец.

    Процедура обследования:

    • Первый этап заключается в том, что дети должны запомнить правила, по которым выполняется задание. Затем рассмотреть образец, выбрать место на бумаге, где будет выполняться задание.
    • На втором этапе дети выполняют рисунок.
    • Третий этап предусматривает проверку, правильно ли выполнено задание, сравнивание с образцом и исправление ошибок, если имеются.

    В данной методике дети должны проводить линии по клеткам. Если педагог говорит направо, то линию нужно рисовать в этом направлении, если налево или направо, то тоже соблюдать направление линии. Линия должна продолжаться на такое количество клеточек, сколько укажет педагог. Начинать линию нужно от той точки, которую укажет взрослый.

    Критериями являются произвольная регуляция и самостоятельность. Произвольная регуляция подразумевается под действием вслед за вербальной инструкцией взрослого. Самостоятельность выявляется по выполнению, следуя наглядному образцу.

    hello_html_5b8d5323.jpg

    Оценка результатов

    После выполнения рисунков работы детей проверяются, и им начисляются баллы.

    4 балла - если ребенок смог точно выполнить задание, рисунок воспроизведен по образцу.

    3 балла - если в задании была допущена одна ошибка.

    2 балла - за несколько ошибок.

    1 балл - рисунки, совершенно не похожие на образец.

    Выводы об уровне произвольности:

    4 балла – высокий.

    3 балла – хороший.

    2 балла – средний.

    1 балл –низкий.

    Методика «Столкновение интересов»

    Н.И. Гуткина

    Цель: выяснить степень выраженности познавательного или игрового интереса (мотива) в обучении и общении.

    Порядок проведения: в комнате, на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки. Ребенку предлагают в течении минуты рассмотреть их. Затем взрослый подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. На самом интересном месте чтение прерывается, и у ребенка спрашивают, что ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на столе игрушками или дослушать сказку до конца?

    Тестовый материал

    Сказка « Почему зайцы зимой шубки носят»

    Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался: - Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу. - Не хвастай, Мороз Васильевич, не одолеешь! — говорит заяц. - Нет, одолею! - Нет, не одолеешь! — стоит на своем заяц. Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит: - Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею. - Давай, — согласился заяц.

    (В данном месте чтение прерывается)

    Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу, да поет: -Князю тепло, Князю жарко! Греет, горит — Солнышко ярко. Уставать стал Мороз, думает: «До чего ж крепкий заяц!» А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем — то на гору бегом, то с горы кувырком, то чертогоном по лугу носится. Совсем из сил Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца: - Разве тебя, косой, заморозишь — ловок да прыток ты больно! Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.

    Обработка данных: О доминировании познавательного интереса свидетельствует выбор ребенка: дети с выраженным познавательным интересом предпочитают послушать продолжение сказки, дети со слабым познавательным интересом предпочитают поиграть.

    Качественный анализ:

    Высокий уровень – 8 балов, средний уровень – 6 балов, низкий уровень – 3 бала.

    Методика составлена на основе «Методики выявления уровня речевого развития» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.

     Задачи речевого обследования детей подготовительной к школе группы

    Словарь. Выявить умения:

    1.Активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации.

    2.Подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи.

    3. Понимать и употреблять разные значения многозначных слов.

    4.Дифференцировать общие понятия.

            Грамматика. Выявить умения:

    1.Образовывать названия детенышей животных, подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и прилагательные        в роде, числе и падеже.

    2.Образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (потанцуй, спрячься, искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят).

    3.Строить сложные предложения разных типов.

            Фонетика. Выявить умения:

    1.Дифференцировать пары звуков [з] - [с] ;  [ш] - [ж] ; [л] - [р] ; различать твердые и мягкие звуки.

    2. Изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания.

    3. Подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.

            Связная речь. Выявить умения:

    1.В пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей.

    2. Составлять описание, повествование или рассуждение.

    3. Развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.

                                                                               Ход обследования

            I Серия заданий (словарь и грамматика)

            1. Ты уже знаешь много слов. Что означает слово автобус, тарелка, обувь?

    1) Ребенок правильно объясняет значение слов:(это транспорт, это посуда, ее надевают на ноги);

    2) называет отдельные признаки, действия;

    3) называет 1 – 2 слова.

            2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? лёгким? тяжелым?

    1) Выполняет все задания, называет 1 – 2 слова к прилагательному (глубокая яма, глубокое море);

    2)подбирает слова к 2 – 3 прилагательным;

    3) подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).

            3. Что называют словом игла? Какие иглы ты знаешь?

    1) Называет несколько значений этого слова (иглы у ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу );

    2) правильно подбирает два слова;

    3) называет одно слово.

            4.Какая у ежа игла? (острая) Про что мы говорим: острый, острая, острые?

    1) Ребенок называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы);

    2)правильно подбирает два слова;

    3)называет одно слово.

                    4. Придумай предложение со словом игла.

            1) Составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);

            2) составляет простое предложение (Иглой делают укол);

            3)называет только одно слово.

                    6. Подбери слова, близкие по смыслу: «Бельчонок погулял по лесу. Вернулся домой радостный … (оживленный, довольный

    «Он не просто шел, а… (мчался, несся, летел

            1)Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);

            2)называет 2 – 3 слова;

            3)подбирает только одно слово.

                    7. Подбери слова, противоположные по смыслу: «Другой Бельчонок, которого обидели вернулся домой… (грустный, печальный, обиженный). Обиженный Бельчонок не прыгал, не бежал, а… (плелся, тащился, брел

            1)Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);

            2)называет 2 – 3 слова;

            3)подбирает только одно слово.

                    8. Ответь полным предложением: «Что сделал бы богатырь, если бы он встретил Змея Горыныча?»(стал бы с ним сражаться, спас бы кого-нибудь).

            1)Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;

            2)подбирает два слова;

            3)называет только одно слово.

                    9. Попроси Петрушку попрыгать, спрятаться, потанцевать

    1)Правильно называет слова в повелительном наклонении;

    2)подбирает два слова;

    3)называет одно слово.

            10. Скажи, кто детёныш у зайца (лисы, волка, медведя, ежа)? Детёныши? У зайца (лисы, волка, медведя, ежа) много…?

    1)Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме (зайчонок, зайчата, много зайчат);

    2)называет правильно только одну форму;

    3)не выполняет задания.

            11. Назови детёнышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака – щенок, щенки, много щенят; корова – теленок, телята, двое телят; лошадь – жеребенок, жеребята, много жеребят; овца – ягненок, ягнята, много ягнят).

    1)Ребенок называет все слова правильно;

    2)называет два – три слова;

    3)говорит одно слово.

            12. Где живут звери? (в лесу) Какие слова можно образовать со словом лес? (лесной, лесовик, лесник, лесничий, лесовичок, лесок, лесочек)

    1)Называет более двух слов;

    2)называет два слова;

    3)повторяет заданное слово.

            13. Дети из другого сада сказали так: «Папа иди шёпотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки на изнанку надел» можно так говорить? А как сказать правильно?

    1)Ребенок правильно исправляет все предложения;

    2) правильно исправляет два предложения;

    3) повторяет предложения без изменения.

            II Серия заданий (звуковая культура речи)

            1. В названии каких животных слышится звук «р», звук «р’»? (тигр, корова, баран, жираф, леопард).

            2. Назови слова, в которых есть звуки «ж» и «з» (железо, жалюзи).

    1) Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие и свистящие;

    2)допускает 1- 2 ошибки;

    3) не справляется с заданием.

            3. Скажи скороговорку: «Тридцать три вагона в ряд тарахтят» быстро, медленно, тихо, громко, шепотом.

    1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;

    2)недостаточно четко произносит;

    3)не владеет умением замедлять, убыстрять темп речи.

            4. Произнеси фразу «Я иду в школу» так, чтобы было слышно, что ты этому радуешься, удивляешься, спрашиваешь.

    1) Ребенок передает заданные интонации;

    2)передает только вопросительную интонацию;

    3)повторяет повествовательную интонацию.

            5. Придумай окончание фразы, чтобы было складно: «Ёжик, ёжик, где гулял? Ёжик, ёжик, где ты был?

    1)Ребенок ритмично заканчивает фразу;

    2)отвечает, нарушая ритм;

    3)говорит одно слово.

            III Серия картинок (связная речь)

            1.Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).

    1)Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец. (Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежика острые иголки. Они нужны ему, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах.);

    2)рассказывает, опуская начало или конец;

    3)перечисляет отдельные качества.

            2.Воспитатель предлагает серию из 4 картинок, объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.

    1)Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ;

    2)рассказывает с помощью взрослого;

    3)перечисляет нарисованное на картинках.

            3.Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.

    1)Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;

    2)составляет рассказ с помощью взрослого;

    3)не справляется с заданием.

            Развитие связной речи ребенка подготовительной группы, помимо указанных выше показателей, оценивается по специальным, которые характеризуют основные качества связного высказывания.

    1. Содержательность (в повествовании – умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании – раскрытие микротем, признаков, действий). Если ребенок придумывает сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован – 2 балла; идет перечисление признаков.

    2.Композиция высказывания: наличие трех структурных частей, выстраивание сюжета в логической последовательности – 3 балла; наличие лишь двух структурных частей – 2 балла; отсутствие начала и конца – 1 балл.

    3.Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях – 3 балла; использование только простых предложений – 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) – 1 балл.

    4. Разнообразные типы связей между предложениями – 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы, а, и, наречие потом) – 2 балла; неумение связывать между собой предложения – 1 балл.

    5.Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов – определений, сравнений, синонимов, антонимов) – 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления - 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов – 1 балл.

    6.Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) – 3 балла; незначительные заминки и паузы -  2 балла; монотонное, невыразительное изложение – 1 балл.

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    Рекомендации родителям дошкольника

    Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь, пожалуйста, к следующим рекомендациям:

    1. Не будьте слишком требовательны к ребенку. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё учиться управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам запастись терпением и помочь ребенку.
    2. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый, даже совсем крошечный успех.
    3. Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.
    4. Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и другим.
    5. Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т.д. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.
    6. Уже сейчас постарайтесь постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника. Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном.
    7. Питание должно быть сбалансированным, не рекомендуются перекусы. Читайте, какие витамины нужны школьнику весной.
    8. Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он. Следует уделить особое внимание ребенку, если он в предшкольном возрасте может прилюдно устроить скандал в магазине, если вы ему что-то не покупаете, если он агрессивно реагирует на свой проигрыш в игре и т.п.
    9. Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т.д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.
    10. Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.
    11. Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными. Больше говорите с ребенком для того, чтобы он, во-первых, чаще слышал правильную, четкую, неторопливую, выразительную речь взрослого, которая является для него образцом, а во-вторых, чтобы развивать активную речь будущего первоклассника. Необходимо добиваться полных ответов на ваши вопросы, стараться дослушивать до конца, иногда специально изображать непонимание, чтобы ребенок более четко и подробно вам что-либо объяснил. Понимание с полуслова или даже с жеста не очень полезно для развития речи ребенка.
    12. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т.п. Будьте терпеливы к капризам вашего «нехочухи».
    13. Постарайтесь фиксировать внимание ребенка на том, что он видит вокруг себя. Приучайте его рассказывать о своих впечатлениях. Добивайтесь подробных и развернутых рассказов. Чаще читайте ребенку детские книги и обсуждайте с ним прочитанное.
    14. Можно играть в такую игру. Ребенок загадывает какой-то предмет и начинает его описывать, при этом, не называя его. Вы должны отгадать, что это. В идеале ребенок должен описать предмет по следующим параметрам: цвет, форма, размер, материал, к какому классу предметов относится.
    15. Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов.
    16. Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.
    17. Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т.п.
    18. Обратите внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т.п. Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей. Если вы используете при ребенке ненормативную лексику, если вы грубы друг с другом, то не удивляйтесь, если учителя будут жаловаться, что ваш ребенок в школе материться, дерется, задирается на других детей.
    19. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи. Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.
    20. Постарайтесь, достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата или сестры, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!). Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе.
    21. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.
      • Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.
      • Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?
      • Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной.
      • Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.
    22. И последнее одно из самых важных: развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти. (Читайте также материал Игры и упражнения на развитие мелкой моторики ребенка).

    Развивающие мини-игры

    Игра: Рисунок на спине
    Цель: развитие тактильных ощущений, внимания.
    Тупым концом карандаша рисуете на спине ребенка геометрическую фигуру, букву или цифру. Ребенок должен угадать, что вы нарисовали. Можно поменяться, и тогда вы будете угадывать рисунок. Детям всегда интереснее играть из разных ролей.

    Игра: Волшебное слово
    Цель: развитие внимания, вежливости.
    Ребенок внимательно слушает то, что вы ему говорите. Но выполняет он только те просьбы, в которых есть волшебные слова. Например: Сделай три хлопка руками, подпрыгивая на левой ноге. — Пожалуйста, подними руки вверх! Выполнить нужно вторую просьбу. А потом всё происходит наоборот. Ребенок тем самым оказывается в положении взрослого, который приучает вас быть вежливыми.

    При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребёнок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым.

    Постарайтесь, чтобы достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!).
    Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.

    Специальные тесты помогут вам определить, какие способности вашего малыша развиты лучше всего, какие на достаточном уровне, а над чем нужно ещё поработать.

    Описание как выявить готовность ребенка к школе

    Полезная информация родителям будущих первоклассников

    Приём письменных заявлений в 1 класс

    День недели Время 1 Время 2
    Понедельник 08.00 - 14.00 08.00 - 14.00
    Вторник 08.00 - 14.00 08.00 - 14.00
    Среда 08.00 - 14.00 08.00 - 14.00
    Четверг 08.00 - 14.00 08.00 - 14.00
    Пятница 08.00 - 14.00 08.00 - 14.00

    Зачисление в первый класс

    Перейдите на сайт госуслуг 
    и узнайте всю информацию

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie